қаз рус eng

Неравнодушные к бюджету. Эксперты выступают за широкое обсуждение проекта республиканского бюджета

Опубликовано 14.06.2012
Елена ТУМАШОВА

«В настоящее время согласно бюджетному календарю Министерство финансов РК формирует проект бюджета, в сентябре он попадет на рассмотрение и утверждение в парламент, — говорит Шолпан Айтенова, эксперт ОФ «Центр экономических исследований, оценки и мониторинга. — Мы предлагаем Минфину опубликовать проект бюджета на своем сайте и посвятить какое-то время, например 4 недели (половину июня и половину июля), сбору онлайн-комментариев и предложений граждан».

«Этот механизм, — поясняет спикер, — не требует затрат и является наиболее экономным, также он отвечает очень важному принципу прозрачности и подотчетности перед гражданами. Кроме того, бюджет в Казахстане является социально ориентированным, и большинство статей влияют на социально-экономическое благополучие населения, поэтому, на мой взгляд, граждане должны быть вовлечены в процесс его обсуждения на этапе формирования, а не постфактум».

Согласно последнему рейтингу ООН, среди 190 стран — членов этой организации Казахстан занимает 2-е место по индексу электронного участия (такой показатель говорит о том, насколько активно граждане пользуются услугами е-правительства). «Это огромный прорыв даже по сравнению с предыдущими годами, когда мы занимали и 18-е, и 106-е места, — комментирует Наталья Янцен, директор ОО «Формирование налоговой культуры». — И этот прорыв говорит о том, что государством уже созданы все предпосылки для участия граждан в электронной жизни страны. Поэтому мы могли бы уже подойти к обсуждению бюджета посредством этого инструмента. Есть хороший опыт наших ближайших соседей в этом направлении: в 2011 году в нескольких областях России были проведены такие онлайн-обсуждения проектов бюджета, в Кыргызстане бюджет 2011 года подлежал обсуждению в онлайн-режиме всеми гражданами. Это положительный опыт, и, я думаю, нам надо его перенимать».

Первой модель бюджетирования, основанную на участии граждан, внедрила Бразилия в 1989 году. «Наталья (г-жа Янцен. — Авт.) привела пример того, как в Бразилии доступность питьевой воды за первые 10 лет применения данной модели увеличилась с 75 до 98%, — продолжает г-жа Айтенова. — За прошлый год Счетный комитет обнаружил по программе «Питьевая вода» нарушений на 5 млрд. тенге. В общей сложности по республиканскому бюджету выявлено нарушений на  272 млрд. тенге. Когда представители Счетного комитета выступали в парламенте и объясняли причины, в основном они говорили о слабо разработанной стратегии и индикаторах. На наш взгляд, результаты по бюджетным программам не достигаются потому, что программы не обсуждаются, когда их разрабатывают. Если бы у граждан спрашивали, каким образом лучше реализовать те или иные социально значимые программы, эффективность их была бы намного выше. Сейчас мы рекомендуем Минфину организовать механизм обсуждения проекта бюджета на своем сайте и, может быть, дальше распространить эту практику на все отраслевые министерства и местные бюджеты».

«Мы сделали небольшую аналитическую записку, описали правовые рамки и предпосылки, как у нас развивается электронное правительство, собрали весь опыт — ближайших и дальних соседей, и официально направили это письмо в Министерство финансов, но, к сожалению, отклик пока не получили», — говорит г-жа Айтенова. По ее словам, Минфин, объясняя, почему не нужно широкое обсуждение проекта бюджета, обычно ссылается на то, что население некомпетентно и может не разбираться в сложных бюджетных классификациях, в цифрах бюджета. Этот аргумент несостоятелен, считает она: среди граждан много экспертов, экономистов, аналитиков — тех, кто компетентно мог бы участвовать в процессе обсуждения. К тому же даже простые люди могли бы подкинуть идеи по поводу тех или иных социально значимых статей бюджета (по здравоохранению, образованию, например), поскольку они лучше знают ситуацию на местах. Плюс широкое обсуждение на этапе формирования позволило бы улучшить ситуацию с многократными корректировками и уточнениями бюджета, которые происходят в течение года.

Отвечая на вопрос о том, не грозит ли массовое обсуждение проекта бюджета тем, что определенные группы лиц будут лоббировать свои интересы, Жанар Джандосова, президент центра исследований «Сандж», ответила, что, наоборот, это было бы хорошо, если бы лоббировались определенные интересы начиная с нижнего уровня, с населения. Широкая публикация как раз способна послужить защитой от злоупотреблений и кулуарного принятия решений. «Почему на республиканские комиссии часто не допускают население, я имею в виду НПО? — говорит г-жа Джандосова. — Потому что там и местные, и центральные госорганы имеют возможность пролоббировать что-то, что может быть неугодно широкой общественности, и именно в этом скрывается их нежелание публиковать бюджет до того, как он попадает в парламент. Сейчас мы имеем очень много примеров краудсорсинга, когда широкое опубликование позволяет предотвратить нецелевое и неэффективное использование средств. И я бы не стала говорить, что люди не заинтересованы в обсуждении бюджета и это вызывает у них зевоту и другие физиологические реакции. Мне кажется, что люди, особенно на местном уровне, очень заинтересованы и всегда проявляют большой интерес к обсуждению бюджета. Аргумент про некомпетентность на самом деле не выдерживает никакой критики. Сделайте бюджет понятным, опубликуйте не только финансовую часть, но и что данная программа должна принести, какова ее цель. Создайте прецедент».

По мнению г-жи Айтеновой, выражение «республиканский бюджет запланирован на такую-то сумму» перестанет вызывать зевоту у граждан тогда, когда у них будет личная заинтересованность в этой теме. Свою мысль спикер пояснила на примере программы занятости. По ее словам, когда человек, оставшийся без работы и желающий продержаться какое-то время, обращается за пособием по безработице, ему ставят условие: он получит финансовую помощь только в том случае, если пойдет на курсы обучения другой специальности. То есть специалистам с высшим образованием предлагается переучиться в операторов ЭВМ, парикмахеров, поваров. Люди туда не пойдут, считает г-жа Айтенова. Но на это выделяются деньги. Между тем, если бы в самом начале, когда программа только формировалась, граждане были допущены к обсуждению, они, возможно, предложили бы альтернативу, и такой ситуации не возникло бы. Именно поэтому и нужно обсуждать проект бюджета.

Источник: http://dknews.kz/neravnodushnye-k-byudzhetu-ehksperty-vystupayut-za-shirokoe-obsuzhdenie-proekta-respublikanskogo-byudzheta.htm


Вернуться к списку