қаз рус eng

Республиканский бюджет

В соответствии с положениями Бюджетного кодекса, республиканским бюджетом является централизованный денежный фонд, который формируется за счет соответствующих поступлений. Расходы республиканского бюджета предназначаются для реализации общереспубликанских направлений государственной политики, а также финансового обеспечения задач и функций центральных государственных органов, подведомственных им государственных учреждений (к примеру, Правительство РК и Министерства, Парламент, Верховный суд, органы непосредственно подчиненные Президенту РК и т.п.). Принятие республиканского бюджета сопровождается утверждением Закона.

ОБЗОР ОСНОВНЫХ ПАРАМЕТРОВ РЕСПУБЛИКАНСКОГО БЮДЖЕТА НА 2013 – 2019 ГОДЫ

Основные параметры республиканского бюджета демонстрируют рост на протяжении 2013-2017гг. Так, доходы республиканского бюджета выросли с 5,18 трлн.тенге (2013) до 7,66 трлн.тенге (2016). В 2017 году доходная часть бюджета утверждена в размере 9,54 трлн.тенге. Затраты республиканского бюджета за тот же период выросли с 5,7 трлн.тенге (2013) до 10,74 трлн.тенге в 2017 году, что составляет рост в процентном отношении на уровне более 180%. За рассматриваемый период, пик выданных из республиканского бюджета бюджетных кредитов приходится на 2016г. - 315 млрд.тенге (погашено 93,6 млрд.т), тогда как в 2013 году сумма составляла - 122,1млрд. тенге (погашено 83,9 млрд.тенге). Наибольшая сумма на приобретение финансовых активов была затрачена в 2014 году (480 млрд.тенге), в 2017 году, данная сумма утверждена в размере 162,4 млрд.тенге. Дефицит республиканского бюджета в 2017г. утвержден в размере -1,55 трлн.тенге, в сравнении с 2016г. -741,2 млрд.тенге, рост дефицита бюджета составил 209%.

График 1.Объемы республиканского бюджета, 2013-2019гг., млрд.тенге

ДОХОДНАЯ ЧАСТЬ РЕСПУБЛИКАНСКОГО БЮДЖЕТА 

Доходная часть республиканского бюджета формируется из поступлений в виде налоговых и неналоговых поступлений, поступлений от продажи основного капитала и поступлений трансфертов

График 2. Доходы республиканского бюджета, 2013-2019гг., млрд.тенге

RB_D.jpg

Основную часть доходов республиканского бюджета составляют - налоговые поступления: 2013г. - 3,5 трлн. тенге – 67,8%, 2014г. - 3,66 трлн. тенге – 62%, 2015г. - 3,32 трлн. тенге – 54,3%, 2016г. - 4,28 трлн.т. - 55,8% от всех поступлений республиканского бюджета (доля налоговых поступлений в центральных бюджетах развитых стран составляет 80-90%). Не смотря на рост суммы налоговых поступлений в 2017г. (утверждено в размере 4,79 трлн.тенге), долевое соотношение снижается до 50,2%. Данное изменение связано с ростом поступлений трансфертов, долевое соотношение которых составляли: в 2013г. – 30,1%, 2014г. – 35,6%, 2015г. – 42,9%, в 2016г. – 40,2%, а в 2017г. - 48,74% от всех поступлений республиканского бюджета. 

Неналоговые поступления составляют около 2% от общей суммы доходов республиканского бюджета, а поступления от продажи основного капитала, как правило, не более 0,3%.

Налоговые поступления – это все виды налогов, которые являются обязательными денежными платежами в бюджет, производимыми в определенных размерах, носящими безвозвратный и безвозмездный характер. К налоговым поступлениям относятся и другие обязательные платежи в бюджет, как то плата, сборы, пошлины, устанавливаемые Налоговым и Таможенным кодексами РК. 

Основную часть налоговых поступлений республиканского бюджета составляют налог на добавленную стоимость и корпоративный подоходный налог. 

Налог на добавленную стоимость (НДС) составлял в: 2013г. - 37,8 % (1,33 трлн.тенге), 2014г. - 32,7% (1,2 трлн.тенге). В 2015 году, согласно информации Министерства финансов РК, сумма НДС снизилась до 944,4 млрд.тенге (28,3%), что было связано с 
увеличением сумм возврата НДС из бюджета. В 2016г. сумма НДС составляла 1,5 трлн.тенге, а в долевом - 34,98%, а в 2017г. поступления от НДС утверждены в размере 1,73 трлн. тенге, что составляет 36,15% от всех налоговых поступлений республиканского бюджета.

Корпоративный подоходный налог (КПН) составлял в: 2013г. - 29,4 % (1,03 трлн.тенге), 2014г. - 31,9% (1,17 трлн.тенге), 2015г. - 36,7% (1,22 трлн.тенге), 2016г. - 33,6% (1,44 трлн.тенге), в 2017г. сумма КПН утверждена в размере 1,6 трлн.тенге, что в долевом соотношении составляет - 32,66%.
                   
Следующими по объему налоговых поступлений являются таможенные платежи, которые в 2013г. составили 863 млрд.тенге (24,6%), 2014г. - 1,08 трлн.тенге (28,3%), 2015г. - 793 млрд.тенге (26,3%), 2016г. - 863,89 млрд.тенге (20,2%), а в 2017г. утверждены в размере 1,10 трлн. тенге (22,91%). 

Поступления за использование природных и других ресурсов в долевом соотношении составляют ежегодно около 5% 
и являются четвертыми по объему среди всех налоговых поступлений республиканского бюджета, в 2017г. утверждены в размере - 239,55 млрд.тенге (5%).

Акцизы в доходах республиканского бюджета составляют сравнительно небольшую часть - от 1% до 2% от всей суммы налоговых поступлений, и в 2017г. утверждены в размере 96,1 млрд.тенге. Следует отметить, что в республиканский бюджет поступают акцизы на товары, импортируемые на территорию Казахстана; на сырую нефть и газовый конденсат, а остальные виды акцизов на товары произведенные на территории РК (на табачные изделия, алкоголь, бензин и т.д.) - поступают в местный бюджет.    

-График 3. Долевое соотношение налоговых поступлений 
республиканского бюджета в 2017г.


Остальные налоговые поступления республиканского бюджета (налог на игорный бизнес, сборы за ведение предпринимательской и профессиональной деятельности, государственная пошлина, прочие налоги на международную торговлю и операции) составляют около 2% от всех налоговых поступлений. Социальный налог, индивидуальный подоходный налог, налог на имущество, земельный налог, налог на транспортные средства и др. поступают в местный бюджет.

Поступлениями трансфертов являются поступления трансфертов из одного уровня бюджета в другой, из Национального фонда Республики Казахстан в республиканский бюджет и затем в местные бюджеты и наоборот. Трансферты между уровнями бюджетов подразделяются на трансферты общего характерацелевые текущие трансферты, целевые трансферты на развитие.

График 4. Поступления трансфертов в республиканский бюджет, 2014-2019гг., млрд.тенге

RB_transf_2017.jpgВ республиканском бюджете поступления трансфертов формируются за счет: трансфертов из областных бюджетов, бюджетов гг.Алматы и Астаны, а также трансфертов из Национального фонда в республиканский бюджет. Как указано выше, за последние годы выросло долевое соотношение поступлений трансфертов в доходах республиканского бюджета и в 2017 году составляют 48,7% от всех поступлений республиканского бюджета, в основном, это связано с увеличением трансфертов из Национального фонда, которые в свою очередь, состоят из гарантированного и целевого трансфертов.

Как видно из графика 4, основная доля в поступлениях трансфертов приходится на гарантированный трансферт из Нац.фонда, размер которого определяется в абсолютном фиксированном значении и утверждается законом. Законами о гарантированном трансферте были утверждены следующие размеры гарантированного трансферта из Национального фонда: 2014г. - 1,48 трлн.тенге, 2015г. - 1,7 трлн.тенге, в 2016 году наблюдается скачок на 146% до 2,48 трлн.тенге, в 2017 году сумма гарантированного трансферта была увеличена до 2,88 трлн. тенге и составляют почти 30% от всех доходов республиканского бюджета. Начиная с 2020 года, гарантированный трансферт в республиканский бюджет будет зафиксирован в абсолютном значении в тенге и установлен в размере 2 трлн.тенге.

При этом, в целях плавного перехода на новое правило размер гарантированного трансферта из Национального фонда в республиканский бюджет будет снижен поэтапно:

в 2018 году – 2,6 трлн. тенге;

в 2019 году – 2,3 трлн. тенге;

в 2020 году и последующие годы - 2 трлн. тенге.

Целевые трансферты передаются в республиканский бюджет на цели, определяемые Президентом РК. К примеру, на 2017г. целевые трансферты выделяются на строительство и реконструкцию дорог, увеличение уставного капитала АО "Международный аэропорт Астана", АО "Фонд национального благосостояния "Самрук-Казана", Национальный управляющий холдинг "Байтерек", на выделение целевых трансфертов на развитие областным бюджетам, бюджетам гг. Астана и Алматы и др. Более подробно о направлениях финансируемых за счет целевых трансфертов Нац.фонда на 2017г. - можно посмотреть в Указе Президента РК.

Кроме трансфертов из Нац.фонда, в республиканский бюджет также поступают и трансферты из областных бюджетов, бюджетов городов Алматы и Астаны. Более подробно о них можно посмотреть в разделе "Местный бюджет", единственно отметим, что изъятия в республиканский бюджет осуществляются только из 4 бюджетов: Мангистауской области, Атырауской области, бюджетов городов Алматы и Астана, которые являются донорами, а передаются субвенции во все остальные 12 дотационных регионов.

ЗАТРАТЫ РЕСПУБЛИКАНСКОГО БЮДЖЕТА

Затратами бюджета являются такие расходы бюджетных средств, которые непосредственно связаны с их освоением, выполнением государственными органами возложенных на них функций и полномочий. Основным признаком, определяющим категорию затрат, является выделение бюджетных средств на невозвратной основе. Сравнивая затраты с другими видами расходов, как, например, бюджетное кредитование, приобретение финансовых активов, погашение и обслуживание займов, которые в отличие от затрат носят возвратный характер, т.е. должны быть возвращены в соответствующий бюджет на определенных условиях.


RB_Z_2017.jpg

 



С бюджетным процессом, вы можете ознакомиться на сайте Министерства финансов РК по этой ссылке

С Гражданским бюджетом Министерства финансов РК, вы можете ознакомиться по этой ссылке

Закон Республики Казахстан от 29 ноября 2016 года № 25-VI ЗРК "О республиканском бюджете на 2017-2019 годы"

Постановление Правительства РК от 6 декабря 2016 года № 775 "О реализации Закона Республики Казахстан "О республиканском бюджете на 2017 - 2019 годы"

download.png Сравнительный анализ доходов и расходов республиканского бюджета за 2008-2014 гг.

Источники:
1. 
Закон РК от 23 ноября 2012 года № 54-V «О республиканском бюджете на 2013-2015 годы»
2. Закон РК от 3 декабря 2013 года № 148-VЗРК «О республиканском бюджете на 2014 - 2016 годы»
3. Закон РК от 28 ноября 2014 года № 259-VЗРК «О республиканском бюджете на 2015-2017 годы»
4. Закон РК от 30 ноября 2015 года № 426-V ЗРК "О республиканском бюджете на 2016-2018 годы"
5. 
 Закон РК от 29 ноября 2016 года № 25-VI ЗРК "О республиканском бюджете на 2017-2019 годы" 
6. Закон РК от 20 ноября 2012 года № 52-V. «О гарантированном трансферте из Национального фонда Республики Казахстан на 2013-2015 годы»