қаз рус eng

Республиканский бюджет

В соответствии с положениями Бюджетного кодекса, республиканским бюджетом является централизованный денежный фонд, который формируется за счет соответствующих поступлений. Расходы республиканского бюджета предназначаются для реализации общереспубликанских направлений государственной политики, а также финансового обеспечения задач и функций центральных государственных органов, подведомственных им государственных учреждений (к примеру, Правительство РК и Министерства, Парламент, Верховный суд, органы непосредственно подчиненные Президенту РК и т.п.). Принятие республиканского бюджета сопровождается утверждением Закона.

ОБЗОР ОСНОВНЫХ ПАРАМЕТРОВ РЕСПУБЛИКАНСКОГО БЮДЖЕТА НА 2013 – 2018 ГОДЫ

График 1.Объемы республиканского бюджета, 2013-2018гг., млрд.тенге

RB_O.jpg

Основные параметры республиканского бюджета демонстрируют рост на протяжении 2013-2016гг. Так, доходы республиканского бюджета выросли с 5,18 трлн.тенге (2013) до 6,14 трлн.тенге (2015). В 2016 году доходная часть бюджета утверждена в размере 7,27 трлн.тенге. Затраты республиканского бюджета за тот же период выросли с 5,7 трлн.тенге (2013) до 7,92 трлн.тенге в 2016 году, что составляет рост в процентном отношении на уровне более 70%. За рассматриваемый период, пик выданных из республиканского бюджета бюджетных кредитов приходится на 2016г. - 205,2 млрд.тенге, тогда как в 2013 году сумма составляла - 122,1млрд. тенге. Наибольшая сумма на приобретение финансовых активов была затрачена в 2014 году (480 млрд.тенге), в 2016 году, данная сумма утверждена в размере 140,8 млрд.тенге.





ДОХОДНАЯ ЧАСТЬ РЕСПУБЛИКАНСКОГО БЮДЖЕТА 

Доходная часть республиканского бюджета формируется из поступлений в виде налоговых и неналоговых поступлений, поступлений от продажи основного капитала и поступлений трансфертов

График 2. Доходы республиканского бюджета, 2013-2018гг., млрд.тенге

RB_D.jpg

До 2016 года основную часть доходов составляли - налоговые поступления: 2013г. - 3,5 трлн. тенге – 67,8%, 2014г. - 3,66 трлн. тенге – 62%, 2015г. - 3,32 трлн. тенге – 54,3% от всех поступлений республиканского бюджета (доля налоговых поступлений в центральных бюджетах развитых стран составляет 80-90%). В 2016г. долевое соотношение налоговых поступлений снизилось и стало составлять – 43,9%. Данные изменения связаны как с тем, что сумма налоговых поступлений снизилась не только в долевом, но и в абсолютном значении (сумма утвержденных налоговых поступлений в 2016г. - 3,19 трлн.тенге), так и с ростом поступлений трансфертов, долевое соотношение которых составляли: в 2013г. – 30,1%, 2014г. – 35,6%, 2015г. – 42,9% а в 2016г. – 53,7% от всех поступлений республиканского бюджета. 

Неналоговые поступления составляют чуть более 2% от общей суммы доходов республиканского бюджета, а поступления от продажи основного капитала, как правило, не более 0,3%.

Налоговые поступления – это все виды налогов, которые являются обязательными денежными платежами в бюджет, производимыми в определенных размерах, носящими безвозвратный и безвозмездный характер. К налоговым поступлениям относятся и другие обязательные платежи в бюджет, как то плата, сборы, пошлины, устанавливаемые Налоговым и Таможенным кодексами РК. 

График 3. Долевое соотношение налоговых поступлений
республиканского бюджета в 2016г.

Основную часть налоговых поступлений республиканского бюджета составляют налог на добавленную стоимость и корпоративный подоходный налог.
Налог на добавленную стоимость (НДС) составлял в: 2013г. - 37,8 % (1,33 трлн.тенге), 2014г. - 32,7% (1,2 трлн.тенге). В 2015 году, согласно информации Министерства финансов РК, сумма НДС снизилась до 944,4 млрд.тенге и в долевом соотношении к налоговым поступлениям, составила - 28,3%, что было связано с 
увеличением сумм возврата НДС из бюджета. В 2016г. сумма НДС утверждена в размере 1,25 трлн.тенге, а в долевом - 39,05%.

Корпоративный подоходный налог (КПН) составлял в: 2013г. - 29,4 % (1,03 трлн.тенге), 2014г. - 31,9% (1,17 трлн.тенге). В 2015 году КПН исполнен с превышением и по информации Министерства финансов РК, сумма КПН составила 1,22 трлн.тенге (36,7%), в 2016г. сумма КПН утверждена в размере 1,07 трлн.тенге, а в долевом - 33,7%.
Следующими по объему налоговых поступлений являются таможенные платежи, которые в 2013г. составили 863 млрд.тенге (24,6%), 2014г. - 1,08 трлн.тенге (28,3%), 2015г. 793 млрд.тенге (26,3%) и в 2016г. утверждены в размере 605 млрд. тенге (18,97%).

Поступления за использование природных и других ресурсов в долевом соотношении составляют ежегодно около 5% 
и являются четвертыми по объему среди всех налоговых поступлений республиканского бюджета, в 2016г. утверждены в размере - 165,8 млрд.тенге (5,2%).

Акцизы в доходах республиканского бюджета составляют сравнительно небольшую часть - от 1% до 2% от всей суммы налоговых поступлений, и в 2016г. утверждены в размере 49,9 млрд.тенге. Следует отметить, что в республиканский бюджет поступают акцизы на товары, импортируемые на территорию Казахстана; на сырую нефть и газовый конденсат, а остальные виды акцизов на товары произведенные на территории РК (на табачные изделия, алкоголь, бензин и т.д.) - поступают в местный бюджет.
Остальные налоговые поступления республиканского бюджета (налог на игорный бизнес, сборы за ведение предпринимательской и профессиональной деятельности, государственная пошлина, прочие налоги на международную торговлю и операции) составляют около 2% от всех налоговых поступлений. Социальный налог, индивидуальный подоходный налог, налог на имущество, земельный налог, налог на транспортные средства и др. поступают в местный бюджет.

Поступлениями трансфертов являются поступления трансфертов из одного уровня бюджета в другой, из Национального фонда Республики Казахстан в республиканский бюджет и затем в местные бюджеты и наоборот. Трансферты между уровнями бюджетов подразделяются на трансферты общего характерацелевые текущие трансферты, целевые трансферты на развитие.

График 4. Поступления трансфертов в республиканский бюджет, 2013-2018гг., млрд.тенге

В республиканском бюджете поступления трансфертов формируются за счет: трансфертов из областных бюджетов, бюджетов гг.Алматы и Астаны, а также трансфертов из Национального фонда в республиканский бюджет. Как указано выше, за последние годы выросло долевое соотношение поступлений трансфертов в доходах республиканского бюджета и в 2016 году составляют 53,7% от всех поступлений республиканского бюджета, в основном, это связано с увеличением трансфертов из Национального фонда, которые в свою очередь, состоят из гарантированного и целевого трансфертов.

Как видно из графика 4, основная доля в поступлениях трансфертов приходится на гарантированный трансферт из Нац.фонда, размер которого определяется в абсолютном фиксированном значении и утверждается законом. Законами о гарантированном трансферте были утверждены следующие размеры гарантированного трансферта из Национального фонда: 2013г. - 1,38 трлн.тенге, 2014г. - 1,48 трлн.тенге, 2015г. - 1,7 трлн.тенге, в 2016 году наблюдается скачок на 169% до 2,88 трлн.тенге и составляют почти 40% от всех доходов республиканского бюджета, на 2017-2018 плановый период утверждены по 2,4 трлн.тенге, показывая динамику снижения, но эти суммы могут увеличиться при утверждении бюджета на соответствующие годы.

Целевые трансферты передаются в республиканский бюджет на цели, определяемые Президентом. К примеру, на 2016г. целевые трансферты выделяются на увеличение уставного капитала АО "Фонд национального благосостояния "Самрук-Казана", Национальный управляющий холдинг "Байтерек", целевое перечисление в АО "Национальная компания "Астана ЭКСПО-2017", на выделение целевых трансфертов на развитие бюджетам гг. Астаны и Алматы, строительство и реконструкцию дорог и др., более подробно о направлениях финансируемых за счет целевых трансфертов Нац.фонда на 2015-2016г. - можно посмотреть в Указе Президента РК.

Кроме трансфертов из Нац.фонда, в республиканский бюджет также поступают и трансферты из областных бюджетов, бюджетов городов Алматы и Астаны. Более подробно о них можно посмотреть в разделе "Местный бюджет", единственно отметим, что изъятия в республиканский бюджет осуществляются только из 4 бюджетов: Мангистауской области, Атырауской области, бюджетов городов Алматы и Астана, которые являются донорами, а передаются субвенции во все остальные 12 дотационных регионов.

ЗАТРАТЫ РЕСПУБЛИКАНСКОГО БЮДЖЕТА

Затратами бюджета являются такие расходы бюджетных средств, которые непосредственно связаны с их освоением, выполнением государственными органами возложенных на них функций и полномочий. Основным признаком, определяющим категорию затрат, является выделение бюджетных средств на невозвратной основе. Сравнивая затраты с другими видами расходов, как, например, бюджетное кредитование, приобретение финансовых активов, погашение и обслуживание займов, которые в отличие от затрат носят возвратный характер, т.е. должны быть возвращены в соответствующий бюджет на определенных условиях

 



С бюджетным процессом, вы можете ознакомиться на сайте Министерства финансов РК по этой ссылке

С Гражданским бюджетом Министерства финансов РК, вы можете ознакомиться по этой ссылке

Закон Республики Казахстан от 30 ноября 2015 года № 426-V ЗРК "О республиканском бюджете на 2016-2018 годы"

Постановление Правительства РК от 8 декабря 2015 года № 972 "О реализации Закона Республики Казахстан "О республиканском бюджете на 2016 - 2018 годы"

download.png Сравнительный анализ доходов и расходов республиканского бюджета за 2008-2014 гг.

Источники:
1. 
Закон РК от 23 ноября 2012 года № 54-V «О республиканском бюджете на 2013-2015 годы»
2. Закон РК от 3 декабря 2013 года № 148-VЗРК «О республиканском бюджете на 2014 - 2016 годы»
3. Закон РК от 28 ноября 2014 года № 259-VЗРК «О республиканском бюджете на 2015-2017 годы»
4. Закон РК от 30 ноября 2015 года № 426-V ЗРК "О республиканском бюджете на 2016-2018 годы" (с изменениями и дополнениями от 05.03.2016г.)
5. Закон РК от 20 ноября 2012 года № 52-V. «О гарантированном трансферте из Национального фонда Республики Казахстан на 2013-2015 годы»
6. Закон РК от 30 ноября 2015 года № 427-VЗРК "О гарантированном трансферте из Национального фонда Республики Казахстан на 2016-2018 годы"
7. Закон РК от 28 ноября 2014 года № 258-VЗРК. "О гарантированном трансферте из Национального фонда Республики Казахстан" на 2015-2017 годы»
8. Закон РК от 29 ноября 2013 года № 147-V ЗРК. «О гарантированном трансферте из Национального фонда Республики Казахстан на 2014-2016 годы»
9. 
Статистический бюллетень МФ РК за август месяц 2016г. №8
10. Годовые отчеты об исполнении республиканского бюджета за 2013г., 2014г., 2015г.