қаз рус eng

Кто мы и в каких областях мы работаем

Создание НБСК было шагом, направленным на систематизацию, консолидацию и институционализацию работы НПО в бюджетном процессе. За последние пять лет в сфере бюджетных отношений были реализованы десятки успешных проектов, которые содержали следующие задачи:

  • Активизация НПО Республики Казахстан в бюджетном процессе.
  • Проведение бюджетного мониторинга и анализа государственных республиканских и региональных бюджетных программ.
  • Осуществление сравнительного анализа бюджетов различных уровней (консолидированного, государственного, республиканского, областных, городских и районных).
  • Активное вовлечение депутатов Парламента РК и местных органов представительной власти (маслихатов) в процесс ежегодного рассмотрения и утверждения бюджета и изучения ежегодных отчетов правительства и Счетного комитета об исполнении бюджета.
  • Проведение мероприятий по повышению потенциала лидеров и сотрудников НПО в сфере бюджетного процесса с привлечением сотрудников «Международного Бюджетного Партнерства» (г. Вашингтон). Бюджетные школы НПО 2006, 2007, 2008 годов, проводимые при поддержке программы «Бюджетная прозрачность и подотчетность» Фонда «Сорос-Казахстан».
  • Проведение исследовательских проектов по изучению методологии бюджетного процесса, международных стандартов и надлежащих практик в сфере бюджетного процесса, фискально-бюджетной политики, прозрачности и подотчетности государственных органов.
  • Содействие в осуществлении исследований «Индекса открытости бюджета» по методике «Международного Бюджетного Партнерства», которые проводятся в более чем 50 странах мира раз в два года.

НПО, работающие в сфере бюджетного процесса, стали катализатором процессов повышения уровня прозрачности и подотчетности государственных органов исполнительной и представительной власти перед обществом. Несомненно, обеспечение прозрачности, подотчетности и справедливого распределения государственных финансовых ресурсов, которые аккумулируются в основном за счет добывающих отраслей, является стратегически важным направлением деятельности НБСК и его партнеров.

Периоды развития деятельности НПО в бюджетном процессе можно условно разделить на два временных отрезка: первый – 2000-2005 гг. и второй – 2005-2008 гг. Общественные организации и все заинтересованные стороны бюджетного процесса ведут свою работу в рамках правового поля. Периоды развития участия НПО в бюджетном процессе непосредственно связаны с изменениями в сфере бюджетного законодательства, а именно – принятия Бюджетного кодекса в 2004 году и его новой версии – в декабре 2008 года.

Одним из приоритетных направлений неправительственных организаций и независимых исследователей в бюджетном процессе стало проведение научных прикладных исследований. Важным достижением неправительственных организаций и независимых исследователей стала возможность участвовать в проекте международной неправительственной организации «Международное Бюджетное Партнерство» (International Budget Partnership, IBP), который был направлен на определение странового «Индекса открытости бюджета» (Open Budget Index, OBI) на основе разработанной методологии. В 2006 году Казахстан получил 43 балла из 100 возможных, в 2008 году – 34 балла и в 2010 году – 38 баллов. Этот невысокий показатель демонстрирует недостаточную открытость, и неполное соответствие принципам прозрачности и подотчетности государственных органов и в целом бюджетного процесса в стране. НБСК активно работало в направлении улучшения показателя Казахстана по международному индексу и в 2012 году Казахстан повысил свой балл до 48 из 100 возможных.

Неправительственные организации в составе НБСК инициировали разработку «Индекса открытости местных бюджетов» и проведение пилотного исследования, по результатам которого в 2011 году была проведена оценка открытости местных бюджетов по всей Республике Казахстан. В 2013 и 2015 гг. данная работа была продолжена.