қаз рус eng

Местный бюджет

Местные бюджеты - областные бюджеты, бюджеты гг. Алматы и Астана, а также бюджеты районов (города областного значения) представляют собой централизованные денежные фонды, формируемые за счет соответствующих поступлений, которые направляются на финансовое обеспечение  задач и функций местных государственных органов, в соответствии с уровнем государственного управления и с учетом реализации государственной политики определенной административно-территориальной единицы. Местные бюджеты утверждаются решениями соответствующих маслихатов. 

Отдельной категорией бюджетов как централизованных денежных фондов, составляемых с целью использования в качестве аналитической информации, являются государственный и консолидированный бюджеты, бюджет области. Данные бюджеты необходимы для повышения эффективности управления государственными финансовыми потоками, планирования и анализа основных показателей и пропорций бюджетной системы, а также при составлении отчетов об исполнении бюджета. Они являются своего рода сводом бюджетов соответствующих уровней бюджетной системы без учета взаимопогашаемых операций между ними. Эти бюджеты не утверждаются каким-либо законодательным (представительным) органом власти, поэтому не являются юридическим документом, выполняя функцию объединения бюджетных показателей по отдельным территориям или стране в целом.

Виды и уровни бюджетов

Схема_уровни_бюджета.png


Государственный бюджет объединяет республиканский и местные бюджеты, консолидированный бюджет включает республиканский бюджет, бюджеты областей, города республиканского значения, столицы и поступления, направляемые в Национальный фонд РК, а бюджет области состоит из областного бюджета, бюджетов районов (городов областного значения). 

Каждая область и гг. Алматы и Астана утверждают свой собственный бюджет решением соответствующего маслихата. Уровень доходов и затрат в зависимости от региона различаются, как вы можете видеть в нижеприведенном графике.

dohody_zatr_MB.png
Источник: Решения маслихатов на 2013-2015гг. 

Для выравнивание уровня бюджетной обеспеченности регионов и обеспечение равных фискальных возможностей и предоставления гарантированных государством услуг в соответствии с направлениями расходов, закрепленными за каждым уровнем бюджета предусматриваются трансферты общего характера. При определении трансфертов общего характера учитываются налоговый потенциал региона, численность потребителей государственных услуг в регионе, утвержденные стандарты государственных услуг и факторы, влияющие на расходы по предоставлению государственных услуг в зависимости от специфики того или иного региона.

Суммы бюджетных субвенций и изъятий в 2013 году 
относительно республиканского бюджета, млн. тенге
diagram_transf.png
Источник: Закон РК от 23 ноября 2012 года № 54-V "О республиканском бюджете на 2013-2015 годы"

На основании данных, изложенных на графике можно сделать вывод, что «изымаются» в республиканский бюджет суммы только из трех бюджетов (Атырауской и Мангыстауской областей и города Алматы), а передаются из республиканского бюджета в остальные 12 регионов и в г. Астану. В свою очередь каждая область решением маслихата из своего бюджета утверждает бюджетные изъятия и субвенции в районы (города областного значения).

Не следует считать, что из вышестоящего бюджета ничего не получат те, у кого средства «изымаются», для этого есть целевые трансферты, которые, исходя из их названия, передаются на определенные цели и не могут быть использованы не по целевому назначению. 

download.png Сравнительный анализ доходов и расходов местных бюджетов за 2008-2014 гг.

Куда идут бюджетные деньги в каждом регионе можно посмотреть на карте 

Решения маслихатов по областным бюджетам, бюджетам гг. Алматы и Астана, вы можете посмотреть и скачать на сайте adilet.zan.kz